понедельник, 09 апреля 2012
Слово "абхинАя" означает "нести по направлению к", "доносить до". Что несет своим исполнением танцор индийского танца? Эмоции, чувства, характеры, идеи, просвещение, духовность, заключенные в стихах. Цель – передать красоту и дыхание поэзии. Абхиная - это передача сюжета, смысла, содержания поэзии всеми доступными актеру выразительными средствами, это передача и его собственного вИдения стихов, положенных в основу композиции. Абхиная обращена к умам и сердцам зрителей.
читать дальшеАбхиная тесно связана с несколькими понятиями.
БхАва (санскр. «эмоция») - это настроения, эмоции, выражаемые танцором.
РАса – понятие многогранное, это и самобзабвение танцора/актера от выраженной им бхАвы, наслаждение им песней, танцем, музыкой, и, в то же время рАса - это ответный отклик, реакция зрителя на увиденную игру танцора (бхАва), рАса - это эмоция длительная. Раса - вкус, цвет. Зрителей, знатоков и ценителей искусств называют расика - вкушающие, наслаждающиеся. Раса - это удовольствие, наслаждение процессом танца по обе стороны рампы.
Первоначально рАсы были классифицированы как Ашта рАса – их было 8: шрингАра (любовь), карУнья(жалость, сострадание), вИра (героизм), адбхУта (удивление), бибхАтса (отвращение), бхаЯнака (боязнь, страх), крОдха (гнев) и хАсья (ирония, юмор). Впоследствии ученый Абхинавагупта, живший в IX в., дополнил их ряд. Им была добавлена 9-ая раса шАнта (мир, покой), и все вместе они стали называться нАварАса (9 рас). Каждая рАса имеет надлежащую бхАву.
ВибхАва (причина эмоции), анубхАва (эффект эмоции) и санчАри бхАва (второстепенные эмоции, эмоции-следствия) все вместе порождают состояние рАса.
Мы принимаем на себя роли, это не должно означать наше согласие с эмоциями, реакцией, поведением персонажей, важно уметь их выразить. Танец тренирует в нас наблюдательность в жизни, мы учимся навыкам воображения, мы учимся фантазировать. Отождествление с героем – это не то, что требуется в первую очередь. Главное – это игра воображения, уметь принять на себя ту или иную роль, надеть личину и поиграть в ней, конструируя возможные для этого героя ситуации, эпизоды, жесты, мимику, походку, осанку. С одной стороны абхиная - это увлекательная игра и познание себя, с другой стороны, это культура чувств, потому что даже самые грубые или пикантные моменты должны быть преподнесены зрителю в эстетичной форме. Танцор вправе выбирать и уровень исполнения адхама наика, мадьяма наика и утама наика. Однако от исполнителя требуется помнить об эстетике и тонко чувствовать грань, за которой его игра становится чрезмерно преувеличенной, а значит карикатурной. Слишком слащавое лицо в случае изображения шрингАры – это приторная сладость, она некрасива. Мы тренируем фантазию и обучаемся эрудиции в области эмоций, поскольку одной танцовщице нередко приходится исполнять несколько партий одной постановки.
Индийский танец знаменит многократными повторами одной и той же музыкальной фразы, их цель - дать возможность танцору максимально выразить смысл повторяемой строки. Это не означает повторения в изображении эмоций, мимики. Исполнитель должен искать палитру нюансов! Отработанная улыбка, в этом случае, сыграет против своего хозяина. Здесь требуется широкий арсенал выразительных средств.
Важный момент: не прерывать эмоцию, всегда сохранять эмоциональный настрой, не выходить из игры даже во время пауз в сахитья и протяжных акаарам и во время неподвижности. Максимум выразительности всегда. Эмоции всегда должны быть живыми, текучими. Главное настроение, эмоциональная идея (ключ) не утрачивается на протяжении всей песни!
Выразительность глаз, пожалуй, самая важная в абхинае. «Глаза – зеркало души», ведь именно содержание души передаётся танцором в абхинае. Мысль рождается в голове, но предается она не только телодвижениями, жестами, мимикой, но и взглядом.
Знаменитый постулат «Натьяшастры» yatho hasta… гласит о том, что глаза всегда должны следовать за жестом, так ли это? Может быть, большей выразительности мы добьемся, опустив глаза, закрыв их на мгновение. Наши глаза направляют пристальное внимание зрителя на что-либо, его наблюдающий взгляд.
Это искусство объединяет все стили индийского классического танца. Пожалуй, невозможно вести речь об абхинае в пределах одного стиля - талант актрисы должен пронизывать танец. Хотя нюансы, все-таки присутствуют:
- в бхаратанатьям акцент не в драматическом действе, а в тексте поэзии, широко используется язык хаста мудра, подчас жесты очень условны и требуют глубокого знания;
- в кучипуди абхиная более чувственная, яркая, понятная всем, причина очевидна - влияние народного театра на танец;
- в исполнительских искусствах Кералы (мохиниаттам, катхакали) она несколько преувеличена, гиперторофирована (возможно из-за маскообразного грима - чтобы мимика под толстым слоем грима была видна зрителям, мышцы лица должны хорошо сокращаться).
Она напрямую зависит от степени мастерства исполнителя, менее ярка она у тех, кто ещё не владеет мастерством танца/актёрской игры в достаточной мере. Абхиная оставляет огромное пространство для импровизации и самовыражения танцора.
Танец без настроения, без эмоционального содержания – не танец, а лишь набор физических упражнений. АбхинАя - это то, что заставляет наши сердца трепетать при виде индийского танца.
www.apsara.ru/articles/art-abhinaya.html
@темы:
видео,
Индия
Спасибо, солнце