Я не исчадие ада, я просто плохо выспался...

Стиль бхаратанатьям (бхаратнатьям, бхарат-натьям, дасиаттам, садир аттам, садир, танджавур натьям) считается самым древним среди всех форм классического танца Индии. Его возраст - более пяти тысячелетий. Название стиля состоит из аббревиатуры: слог "бха" означает "бхава" - чувства, эмоции; "ра" - "рага" - мелодия; "та" - "талам" - искусство ритма; "натьям" означает "танец". Искусство бхаратанатьям соединяет в себе музыку, танец и драму.
читать дальше Его родина - юг Индии, этот танцевальный стиль был наиболее распространён на территории современных штатов Тамил Наду, Карнатака и Андхра Прадеш.
Бхаратанатьям был тесно связан с религиозным ритуалом, поэтому его эпитетом является слово "храмовый". В древние времена его исполняли девадАси ("служанки бога"), знания об этом танце передавали наставники (мужчины) - наттувАннары (музыканты, при помощи бронзовых цимбал-наттувАнгам они озвучивали ритмику танца во время выступления танцовщицы).
Важнейшая роль в сюжетах древних композиций отводилась легендам, связанным с покровителем танца богом Шивой Натараджей и его различными ипостасями. Бхаратанатьям - это философия в движении. Современный бхаратанатьям воплощает более широкие темы.
Отличительные особенности: подчёркнутая геометрия поз и симметрия рисунка танца, несколько резкие (в сравнении с кучипуди), ясные и точные движения, большая условность жестов и мимики.
Техника стиля бхаратанатьям состоит из разнообразных групп - адаву. Каждое адаву содержит 3 обязательных элемента: стханака - основная поза, чари - движения ног и ступней, нритта хаста - жесты.
Традиционное исполнение бхаратанатьям предполагало сольные номера. Для комопзиций использовались стихи на языках: тамильском, санскрите, телугу, каннада, малаялам.
В музыкальный ансамбль, сопровождающий Бхаратанатьям входят традиционные инструменты: ударные мриданга и тавил, духовые нагсварам и флейта, струнные скрипка и вина
Репертуар стиля бхаратанатьям:
1. алАрипу (с языка каннада-«распускающийся бутон цветка»). Бхаратнатьям начинается с алларипу. Означает «распускание», «раскрытие». Танцовщица начинает танец, предлагая богу цветы. Танцовщица, словно прекрасный цветок, предлагает свой танец и себя божеству. Танцор, первоначально неподвижен и постепенно оживает: начинают двигаться глаза, брови, шея, постепенно все части тела включаются в движение. Высвобождаются чувства и душа. Раньше исполнительница повторяла алларипу 4 раза, каждый раз поворачиваясь к одной из сторон света. Это делалось для того, чтобы люди, пришедшие в храм, видели танец во всей его полноте, как его видит бог. Теперь, когда танец исполняется на сцене, это не обязательно. Во время алларипу вначале демонстрируются движения рук, ног, корпуса, затем переходят к филигранным движениям шеи, бровей, глаз. При помощи танца исполнительница просит бога, чтобы ее выступление было удачным. Аларипу содержит только чистый танец — нритту, то есть абхинайи и сюжета там Вы не увидите. Одна из функций этого танца в программе — разминка исполнителя, разогрев. Танец исполняется под интересный речитатив, именуемый солукатта, в качестве ударного инструмента используется барабан мридангам. Аларипу — довольно короткий танец.
2. джАтисварАм — чисто техническая композиция, во время которой танцовщица показывает различные ритмические схемы, демонстрирует гибкость и силу своего тела, аккуратность движений при высокой скорости. Само слово «джатисварам» состоит из двух слов: «джати» что значит «вариация» и «сварам» (свары — ноты, последовательность нот), то есть фактически джатисварам — это «вариации гаммы нот» выбранной раги, фактически обыгрывание гаммы. Как если бы русский певец пел: «до, ми, соль, до, ре, ми, фа, соль…». Давайте послушаем музыку: вокалист ходит-бродит по нотам, пропевая их древнеиндиские обозначения: са, ри, га, мА, па, да, ни. Джати сначала произносит певец речитативом (что называется тирманам), затем танцовщица показывает их с помощью хореографии. В этом танце демонстрируется виртуозность исполнения сложных движений в возрастающем темпе. Ритм ведет барабан мриданга (чооллу), а работа ног называется соллукутту. В отличие от аларипу, кроме ритма с музыке есть и мелодическая линия, которая должным образом находит воплощение в пластике танцовщицы. Как и аларипу, джатисварам — это «чистый танец». В начале джатисварам звучит так называемый «тирманам»— композиция из своеобразных слогов, в финальной своей части исполняемых три раза, каждый из которых чуть длиннее предыдущего. Тирманам исполняется в более быстром темпе, чем большая часть оставшегося номера. Далее идут танцевальные блоки, называемые «корвей», которые должны совпадать с началом и окончанием той или иной части музыкального сопровождения. Каждый корвей обычно длиннее и сложнее предыдущего, всего их в номере джатисварам около 5-6.
3. шабдАм — здесь танцовщица вводит в танец литературу. В сопровождении вокала девушка исполняет танец-молитву, демонстрируя актерское мастерство (абхиная). Танец состоит из перемежающихся фрагментов: с одной стороны сюжетный танец с песней в качестве аккомпанемента и с другой стороны технический танец под речитатив. Поэтический текст на санскрите, телугу или тамили делится на четыре части короткими фрагментами чистого танца, исполняемые под речитатив и называемые джати. Вариантом шабдама является джасогита — песнь в честь бога или царя. В отличие от других похожих номеров в шабдаме танцовщица не изображает события, а рассказывает о них с помощью пантомимы и хореографии. Много шабдамов написаны на рагу камбходжи и рагамалику в мисра чаппу тала.
4. вАрнам — важный элемент в последовательности танцевальных номеров, центральный номер в танцевальной программе bharatanatyam. Здесь танцовщица показывает полный набор жестов и поз бхаратнатьям. В этом танце воедино сливаются чистый танец под речитатив, танец лирический, танец — абхинаяй — рассказ. В основе этой композиции обычно лежит стихотворение, рассказывающее о влюбленной девушке (наика), ожидающей своего возлюбленного. Каждая строка поэмы повторяется несколько раз, каждый раз исполнительница варьирует свой танец, демонстрируя свое владение бхав (чувства). Чем выше профессиональный уровень танцовщицы, тем больше вариаций она может показать. Лейтмотив сюжетной линии этого танца — чувство преданности Богу, соединение с ним человеческой души. Сюжет объединения героя и героини - это аллегория слияния души с Божественным началом, а подруга героини, помогающая соединиться сердцам — это символ гуру (учителя), указывающего душе человека путь к божественному. Песня обычно имеет трехчастную структуру — диалог в форме вопросов—ответов, что называется паллави (pallavi санскр.-«почка», «побег», «ветка», "росток"), — анупаллави, и заключение (чаранум). Танцовщица может проявить в полной мере свое актерское дарование, изображая преданного — бхакта, обращающегося к Богу: «Почему Ты не показываешь мне свой лик, почему Ты отвернулся от меня? Я жду встречи с Тобой уже так давно, а Тебя все нет». На протяжении одного номера показывается множество танцевальных образов. Номер длится около 30-40 минут! Танец основан на шрингаре — любовной расе. В начале варнама исполняется технический фрагмент, который исполняется в трёх скоростях — «трикала тирманам». Первый тирманам включает в себя танцевальный фрагмент «корайппу», который повторяется после паллави. Каждый тирманам заканчивается энергичным ритмическим рисунком, затем следует чередование абхинаи с нриттой. Тирманамы добавляют контраст, разделяя между собой фразы текста. Танцовщица должна уметь быстро переключаться с «чистого танца» на выразительный рассказ, не теряя при этом целостности танца. У Вас может возникнуть вопрос: чем, кроме длительности, отличается Варнам от шабдама? И там и там чистый танец чередуется с пантомимой. Но в шабдаме нет той проникновенной темы любви, как в варнаме. Шабдам — это рассказ о приключениях Богов или каких-то особенных людей. В процессе этого рассказа танцовщица может изображать разных персонажей по очереди. Рассказ может быть о каких-то перипетиях в насыщенной сражениями и приключениями жизни того или иного героя. Тогда как тема варнама, как танцевально-театрального номера, в донесении аллегоричной любви души и Бога, принявшей виде земной любви.
5. пАдам - в этой композиции демонстрируются еще более глубокие чувства, она вся целиком посвящена эмоциональному аспекту танца. В основе Падам тоже лежит стихотворение, взятое из какой-нибудь эпической или просто популярной книги. Большинство таких композиций рассказывает о жизни бога Кришны. Часто это стихи поэтов Пурендры Даса, Тьяга Даса, Бхарти. Фактически это — танцевальная пантомима, основанная на эмоциях, здесь почти нет танцевальных элементов. Преимущество отдается любовному чувству. Танцовщица создает образы, используя знаковый язык жестов. Один и тот же жест по-разному обыгрывается благодаря выразительным возможностям пластики. Особенно популярно исполнение Аштапади (Ashtapadi), которая основана на стихах поэмы «Ги́та-гови́нда» (санскр.- «Воспетый Говинда»). Эта объёмная поэма написана в XII веке вайшнавским поэтом Джаядевой из Пури, штат Орисса. В поэме описывается любовные взаимоотношения между Кришной и девушками-пастушками гопи из Вриндавана, особое внимание уделяется любовным заигрываниям Кришны с его самой любимой гопи по имени Радха. «Гита-говинда» сыграла большую роль в развитии традиций бхакти (понятие, характеризующее эмоциональную привязанность и любвовь к Богу) в индуизме, в особенности Кришна-бхакти. «Гита-говинда» разделена на 10 глав. Каждая из глав в свою очередь разделена на 24 части, называемые «прабандхи». В каждой «прабандхе» содержатся организованные по восемь «аштапади» куплеты. Кроме аштапади популярны падамы, написанные в средние века на тамильском языке с текстами про бога Муруга и падамы XVI века, сочиненные композитором Кшетрагня. Падам исполняется в медленном или умеренном темпе. Падам пропитан шрингара-расой. Страстная земная любовь — зримый пример тонкой духовной любви человеческой души к Богу. С точки зрения музыки падам — наиболее лирической, проникновенное, мелодичное произведение. С точки зрения танца падам — апогей чувств, максимум театра, пантомимы, смысла, выражении идей посредством движения.
6. тиллАна — это 6-й элемент в последовательности танцевальных номеров бхаратнатьям. Для этого танца характерна высокая скорость, усиленная работа ног, энергичные телодвижения. Тиллана сопровождается песней, состоящей из звукоподражательных слов, не несущих смысловой нагрузки: тана, дерена, тум, лум, ялали, на, тадаре, дирдир, тани и т. д. Они помогают понять ритмический рисунок композиции. С тиллане максимально проявляются физические возможности танцовщицы и все остальные ее качества. Этот танец близок к таране в катхаке и тарьянам в одисси. Все эти танцы — чисто технические, в них нет сюжетных элементов. Незадолго до окончания тилланы танцовщица исполняет шлоку, обращенную к богам. Музыкальное сопровождение тилланы — однообразно повторяющийся мотив, положенный на разнообразный, постоянно изменяющийся интересный ритм. Именно это позволяет танцовщице показать разнообразные ритмические рисунки.
7. шлОкам — последний элемент бхаратнатьям. Танцовщица молится богу, произнося шлоку на санскрите, и, выполняя намаскар, (приветствие и прощание), заканчивает свое выступление. Иногда в конце выступления может помещаться танец мангалам — «пожелание счастья». Этим как бы сообщается богам, что представление завершено. Известно, правда, что раньше мангалам обычно исполняли в начале выступления.